Дополнение 2 (к Приложению Д) ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ ЦИКЛ ETC Правила ЕЭК ООН N 49

1. Процедура построения карты характеристик двигателя

1.1. Определение диапазона частот вращения для построения карты характеристик

Для проведения испытания ETC в испытательном боксе необходимо предварительно построить карту характеристик двигателя с целью определить график зависимости частоты вращения от крутящего момента. Минимальную и максимальную частоты вращения для построения карты определяют следующим образом:

- минимальная частота вращения для построения карты = частоте вращения холостого хода;

- максимальная частота вращения для построения карты =  или

- максимальная частота вращения для построения карты = частоте вращения, при которой значение крутящего момента при максимальной нагрузке падает до нуля.

1.2. Построение карты мощности двигателя

Двигатель прогревают в режиме максимальной мощности, чтобы стабилизировать его параметры в соответствии с указаниями изготовителя и на основании проверенной инженерной практики. Когда двигатель достигнет стабильного состояния, построение карты характеристик двигателя осуществляют в последовательности:

- с двигателя снимают нагрузку и обеспечивают его работу на холостом ходу;

- двигатель переводят на работу при регулировке топливного насоса на полную нагрузку при минимальной частоте вращения для построения карты;

- частоту вращения двигателя регулируют таким образом, чтобы она увеличивалась со средней интенсивностью  в диапазоне от минимальной до максимальной частоты вращения, что необходимо для построения карты. Точки карты, соответствующие конкретным сочетаниям частоты вращения двигателя и крутящего момента, должны быть записаны с частотой измерений не менее одной точки в секунду.

1.3. Построение кривой на карте

Все точки карты, отображающие данные, полученные в соответствии с 1.2 настоящего дополнения, соединяют между собой с помощью линейной интерполяции между точками. Полученная в результате кривая является характеристикой карты двигателя, и ею необходимо пользоваться для преобразования приведенных значений крутящего момента двигателя в цикле в реальные значения крутящего момента для испытательного цикла в соответствии с разделом 2 настоящего дополнения.

1.4. Альтернативное построение карты

Если изготовитель утверждает, что вышеописанная методика построения карты небезопасна или нерепрезентативна для какого-либо конкретного двигателя, допускается использовать альтернативные методики построения карты. Эти альтернативные методики должны решать задачу, стоящую перед любой конкретной методикой построения карты, - определять максимальный развиваемый двигателем крутящий момент при всех частотах вращения в испытательных циклах. Отклонения от методики построения карты, устанавливаемой в настоящем разделе, по причинам, связанным с безопасностью или репрезентативностью, должны быть одобрены "органом по сертификации" одновременно с обоснованием их применения. Однако для двигателей с регулятором или турбонаддувом использование постоянно уменьшающихся размахов колебаний частоты оборотов двигателя не допускается ни в каких случаях.

1.5. Повторные испытания

Двигатель не нуждается в картографировании характеристик перед каждым испытательным циклом. Повторное картографирование проводят перед испытательным циклом в следующих случаях:

- после снятия последней карты прошло слишком много времени (определяется квалифицированной инженерной оценкой) или

- были произведены такие физические изменения самого двигателя или его регулировок, которые могли повлиять на его характеристики.

2. Построение исходного испытательного цикла

Переходный испытательный цикл описан в дополнении 3 к настоящему приложению. Приведенные значения крутящего момента и частоты вращения заменяют на их реальные значения, как описано ниже, чтобы преобразовать этот цикл в исходный.

2.1. Реальная частота вращения

Частоту вращения двигателя преобразуют из приведенной в реальную с помощью следующего равенства:

,

где  - реальная частота вращения, ;

- приведенная частота вращения, %;

- частота вращения холостого хода, ;

- исходная частота вращения, .

Исходная частота вращения  соответствует 100%-м значениям частоты вращения на графике показаний динамометра, приведенном в дополнении 3 к настоящему приложению. Ее определяют следующим образом (см. рисунок 1):

,

где  и  - определены в соответствии с разделом 2 настоящего стандарта или в соответствии с 1.1 дополнения 1 к настоящему приложению.

2.2. Реальный крутящий момент

Приведенный крутящий момент определяют в процентах максимального крутящего момента при соответствующей частоте вращения. Значения приведенного крутящего момента в исходном цикле преобразуют в реальные значения с использованием карты характеристик, определяемой по 1.3 настоящего дополнения, следующим образом:

,

где  - реальный крутящий момент, кН x м;

- приведенный крутящий момент, %;

- максимальный крутящий момент (при той же частоте вращения двигателя, что и , в соответствии с 2.1 настоящего дополнения), кН x м.

Для построения исходного цикла следует принимать во внимание отрицательные значения крутящего момента в точках m, где происходит прокрутка двигателя. Реальные значения крутящего момента при этом определяют одним из следующих способов:

- принятием значения крутящего момента, равного минус 40% значения положительного крутящего момента, достижимого при соответствующей частоте вращения двигателя;

- построением карты для отрицательного крутящего момента, необходимого для прокрутки двигателя в диапазоне частот вращения двигателя, требуемых для построения карты, от минимальной до максимальной;

- определением отрицательного крутящего момента, требуемого для прокрутки двигателя при частоте вращения холостого хода и исходной частоте вращения, и линейной интерполяцией между этими двумя точками.

2.3. Пример процедуры получения реального значения из приведенного

В качестве примера взяты следующие испытательные точки:

- приведенная частота вращения двигателя - 43%;

- приведенный крутящий момент - 82%.

Заданные базовые значения:

- исходная частота вращения - ;

- частота вращения холостого хода - .

В результате получены:

- реальная частота вращения

;

- реальный крутящий момент

,

так как максимальный крутящий момент для частоты вращения двигателя , найденный по характеристике, взятой с карты, - 700 Н x м.

3. Процедура проведения испытаний для оценки выбросов вредных веществ

По запросу изготовителя до начала измерительного цикла допускается проведение предварительных испытаний для подготовки двигателя и системы выпуска отработавших газов.

Двигатели, работающие на ПГ и СНГ, должны пройти обкатку в цикле ETC. Двигатели должны выполнить не менее двух циклов ETC и продолжать работать, пока выбросы CO, измеренные в течение одного цикла ETC, не будут превышать выбросы CO, измеренные в предыдущем цикле, менее чем на 10%.

3.1. Подготовка фильтров для отбора проб (в случае применения фильтров)

Не менее чем за 1 ч до начала испытаний каждый фильтр (пару фильтров) помещают в закрытую, но незапечатанную чашку Петри и устанавливают в камеру для взвешивания на период стабилизации. По окончании периода стабилизации каждый фильтр (пару фильтров) взвешивают и записывают массу сухого фильтра. Затем фильтр (пару фильтров) сохраняют в закрытой чашке Петри или запечатанном контейнере для фильтра до момента, когда он потребуется для испытаний. Если фильтр (пару фильтров) не используют в течение 8 ч с момента выемки из камеры для взвешивания, его перед использованием повторно подготовляют и взвешивают.

3.2. Установка измерительного оборудования

Приборы и пробоотборники устанавливают в соответствии с предусмотренными требованиями. К системе разбавления полного потока подсоединяют выпускную трубу.

3.3. Пуск системы разбавления и двигателя

Систему разбавления и двигатель запускают и прогревают, пока все значения температур и давлений не стабилизируются при максимальной мощности в соответствии с указаниями изготовителя и на основе проверенной инженерной практики.

3.4. Пуск системы отбора проб вредных частиц (в случае применения системы)

Систему отбора проб вредных частиц приводят в действие и обеспечивают ее работу по обходной схеме. Фоновый уровень концентрации вредных частиц в разбавляющем воздухе разрешается определять, пропуская разбавляющий воздух через фильтры для отбора проб вредных частиц. В случае использования отфильтрованного разбавляющего воздуха допускается проводить одно измерение до или после испытания. Если же разбавляющий воздух не фильтруют, то допускается проведение измерений до и после испытания с последующим осреднением результатов.

3.5. Регулировка системы разбавления полного потока

Суммарный разбавленный поток отработавших газов должен быть отрегулирован так, чтобы исключить возможность конденсации воды в системе и обеспечить максимальную температуру на поверхности фильтра не более 325 К (52 °C) [см. 2.3.1 (компонент DT) дополнения 6 к Приложению Д].

3.6. Проверка анализаторов

Анализаторы выбросов должны быть установлены на нуль, а их диапазоны измерений - отрегулированы. Мешки для отбора проб отработавших газов (в случае их использования) необходимо снять.

3.7. Процедура пуска двигателя

Двигатель, состояние которого предварительно было стабилизировано, запускают в соответствии с процедурой, рекомендованной изготовителем и изложенной в руководстве по эксплуатации. При этом может быть использован стартер двигателя или динамометр. Допускается также начать испытательный цикл непосредственно после окончания фазы предварительной подготовки без глушения двигателя, когда двигатель будет работать в режиме холостого хода.

3.8. Испытательный цикл

3.8.1. Последовательность этапов испытания

Последовательность этапов испытания начинают выполнять после того, как двигатель перейдет к работе в режиме холостого хода. Испытание проводят в соответствии с разделом 2 настоящего дополнения. Частота выдачи команд на установку частоты вращения и крутящего момента двигателя должна быть не менее 5 Гц (рекомендуемая частота - 10 Гц). Частота регистрации данных обратной связи о реальных частоте вращения и крутящем моменте - не реже одного раза в секунду на протяжении испытательного цикла. Допускается электронная фильтрация сигналов.

3.8.2. Показания анализатора

При пуске двигателя или в начальный момент испытательного цикла (если цикл начался непосредственно после фазы предварительной подготовки) необходимо привести в действие измерительное оборудование, синхронно выполнив следующие действия:

- активизировать поток разбавляющего воздуха для отбора проб или анализа результатов;

- активизировать поток разбавленных отработавших газов для сбора проб или анализа результатов;

- начать количественные измерения разбавленных отработавших газов (CVS) и задаваемых значений температуры и давления;

- начать запись данных обратной связи с динамометра о реальных частоте вращения и крутящем моменте двигателя.

Концентрации HC и  следует измерять в смесительном канале непрерывно с частотой 2 Гц. Средние значения концентраций определяют путем интегрирования сигналов от анализатора в течение испытательного цикла. Время задержки срабатывания системы не должно превышать 20 с и должно быть согласовано, при необходимости, со смещениями по времени/циклу флуктуаций потока при CVS и отборе проб. Концентрации CO, , NMHC и  определяют интегрированием или анализом концентраций этих веществ в отработавших газах, накопившихся в мешке для отбора проб в течение одного цикла. Концентрации газообразных вредных веществ в разбавляющем воздухе определяют методом интеграции или накоплением в мешке для фоновых включений. Все другие показания необходимо записывать с частотой не менее 1 Гц.

3.8.3. Отбор проб вредных частиц (в случае применения этого процесса)

При пуске двигателя или в начале испытательного цикла (если цикл начинается непосредственно после окончания предварительной подготовки двигателя) систему отбора проб вредных частиц переключают с обходного тракта на режим накопления вредных частиц.

При отсутствии компенсации потока насос(ы) для отбора проб должен (должны) быть отрегулирован(ы) так, чтобы отклонения расхода потока через пробоотборник или передаточную трубу не превышали +/- 5% расхода потока, установленного регулировкой. При наличии компенсации потока (т.е. пропорциональном управлении потоком через пробоотборник) должно быть продемонстрировано, что отношение потока, идущего по основному трубопроводу, к потоку через пробоотборник для вредных частиц не должно отклоняться более чем на +/- 5% от значения этого отношения, установленного регулировкой (за исключением первых 10 с процесса отбора проб).

Примечание. В случае работы при двойном разбавлении расход потока через пробоотборник равняется разности между расходом потока через фильтры пробоотборника и расходом потока вторичного разбавляющего воздуха.

Должны быть измерены средние температура и давление на входе потока в газовый(е) счетчик(и) или другую измерительную аппаратуру. Если заданный расход потока невозможно поддерживать на всем протяжении цикла (с отклонениями не более +/- 5%) из-за интенсивных отложений частиц на фильтре, полученные результаты следует аннулировать и повторить испытание, используя пониженный расход потока и/или фильтр увеличенного диаметра.

3.8.4. Действия в случае, если заглох двигатель

Если в процессе выполнения испытательного цикла заглох двигатель, его следует заново подготовить к испытаниям и повторить испытание. Если в испытательном цикле возникла неисправность в любом из устройств, необходимых для проведения испытаний, испытание признают недействительным.

3.8.5. Работы, выполняемые после испытания

По завершении испытания необходимо прекратить измерения объема разбавленных отработавших газов, газового потока, направляемого в накопительные мешки, а также остановить насос для отбора проб. Что касается интегрирующих систем анализаторов, то отбор проб должен продолжаться до момента перекрытия времени задержки срабатывания системы.

Концентрации вредных веществ в накопительных мешках (при использовании таких мешков) должны быть подвергнуты анализу как можно быстрее, в любом случае не позднее чем через 20 мин после окончания испытательного цикла.

После испытания, проведенного с целью измерить выбросы вредных веществ, необходимо провести повторную проверку анализатора с помощью пробного (нулевого) газа и того же самого калибровочного газа. Результаты испытания будут признаны приемлемыми, если разность между результатами проверки анализатора, полученными перед проведением испытания, и результатами, полученными после его проведения, не превышает +/- 2% значений, полученных для калибровочного газа.

В случае испытания дизельных двигателей фильтры для улавливания вредных частиц необходимо возвратить в камеру для взвешивания не позднее чем через 1 ч после завершения испытания, и там они должны быть выдержаны в закрытой, но негерметичной чашке Петри не менее чем 1 ч, но не более 80 ч перед взвешиванием.

3.9. Проверка достоверности хода испытаний

3.9.1. Сдвиг данных по времени

Чтобы свести к минимуму эффект смещения из-за задержки по времени между задаваемыми и получаемыми значениями параметров цикла, вся последовательность сигналов, показывающих реальные получаемые на двигателе значения частоты вращения и крутящего момента, может быть сдвинута по времени вперед или назад по отношению к исходной последовательности значений частоты вращения и крутящего момента. Если получаемые от двигателя сигналы имеют сдвиг, то сдвиг по частоте вращения и крутящему моменту должен иметь одинаковое значение и направление.

3.9.2. Расчет работы за цикл

Реальная работа за цикл в киловатт-часах должна быть рассчитана с использованием всех записанных реальных пар значений частоты вращения и крутящего момента, полученных на двигателе. Если был выбран такой вариант, то его следует выполнять каждый раз после того, как будет иметь место сдвиг по времени данных, поступающих от двигателя. Реальную работу за цикл  (используют для сравнения с исходной работой за цикл  и для расчета удельных значений выбросов вредных веществ (см. 4.4 и 5.2 настоящего дополнения). Аналогичная методология должна быть использована для получения интегральных значений задаваемой и реальной мощности двигателя. Если необходимо определить значения параметров между соседними задаваемыми или соседними измеренными значениями, то следует использовать линейную интерполяцию.

При интеграции исходной и реальной работы за цикл все отрицательные значения крутящего момента должны быть приняты равными нулю и учтены. Если интеграция выполняется с частотой менее 5 Гц и если в течение отрезка времени между измерениями крутящий момент меняет знак, то отрицательную часть крутящего момента необходимо при вычислениях принять равной нулю. Положительная часть крутящего момента должна быть учтена в интегрированном значении работы.

должна находиться в диапазоне от минус 15% до плюс 5% .

3.9.3. Статистические критерии достоверности испытательного цикла

Линейная регрессия реальных значений, полученных от двигателя, по исходным значениям должна быть выполнена для частоты вращения, крутящего момента и мощности. Эту операцию следует проводить каждый раз после того, как будет иметь место сдвиг по времени данных, поступающих от двигателя, если такой вариант будет выбран. Должен быть применен метод наименьших квадратов, ориентированный на уравнение, определяющее статистически наиболее вероятную зависимость

y = mx + b,

где y - полученное от двигателя (реальное) значение частоты вращения, , крутящего момента, Н x м, или мощности, кВт;

m - коэффициент наклона линии регрессии;

x - исходное значение частоты вращения, , крутящего момента, Н x м, или мощности, кВт;

b - отсекаемое на оси y значение линии регрессии.

Для каждой линии регрессии необходимо рассчитать стандартную погрешность оценки SE по y и x и коэффициент смешанной корреляции .

Рекомендуется выполнять данный анализ с частотой 1 Гц. Все отрицательные значения исходного крутящего момента и связанные с ними значения реального крутящего момента, полученного на двигателе, должны быть исключены из расчета статистических характеристик достоверности крутящего момента. Для того чтобы испытание было признано достоверным, необходимо соответствие критериям таблицы Д.1.

Таблица Д.1

Допуски параметров регрессии

 

Наименование и обозначение параметра регрессии

Значение отклонений параметра регрессии для параметров двигателя

частоты вращения

крутящего момента

мощности

Стандартная погрешность оценки по осям у и х SE

Не более 100 мин-1

Не более 13 % (15 %) максимального крутящего момента по карте мощности

Не более 8 % (15 %) максимальной мощности по карте мощности

Коэффициент наклона линии регрессии т

0,95 - 1,03

0,83 - 1,03

0,89 - 1,03

(0,83 - 1,03)

Коэффициент смешанной корреляции r2

Не менее 0,9700

Не менее 0,8800

Не менее 0,9100

(не менее 0,9500)

(не менее 0,7500)

(не менее 0,7500)

Отсекаемое на оси узначение линии регрессии b

±50 мин-1

±20 Н?м или ±2 % (±20 Н?м или ±3 %) максимального крутящего момента в зависимости от того, какое значение больше

±4 кВт или ±2 % (±4 кВт или ±3 %) максимальной мощности в зависимости от того, какое значение больше

Примечание - Значения, указанные в скобках, допускается использовать для сертификационных испытаний газовых двигателей до 1 октября 2005 г.

Допускаются исключения точек из регрессионного анализа в соответствии с таблицей Д.2.

Таблица Д.2

Условия для исключения точек из регрессионного анализа

Условие, при котором допускается    
исключение               

Исключаемый параметр     

Реальный крутящий момент при полной    
нагрузке, полученный на двигателе, не   
равен исходному крутящему моменту       

Крутящий момент и/или мощность

Реальный крутящий момент при отсутствии
нагрузки, полученный на двигателе не в  
режиме холостого хода, превышает исходный
крутящий момент                         

Крутящий момент и/или мощность

Реальная частота вращения на двигателе 
при отсутствии нагрузки и закрытом      
дросселе в режиме холостого хода        
превышает исходную частоту вращения     

Частота вращения двигателя   
и/или мощность                

4. Расчет выбросов вредных газообразных веществ

4.1. Определение расхода потока разбавленных отработавших газов

Суммарный расход потока разбавленных отработавших газов за цикл в килограммах за цикл определяют на основе значений, измеренных в цикле, и соответствующих данных о калибровке устройств для измерения расхода (  для PDP или  для CFV, в соответствии с разделом 2 дополнения 5 к Приложению Д). Если температура разбавленных отработавших газов поддерживается постоянной в течение всего цикла с помощью теплообменника (с допустимыми отклонениями +/- 6 К для системы PDP - CVS, +/- 11 К для системы CFV - CVS в соответствии с 2.3 дополнения 6 к Приложению Д), то для расчета используют следующие формулы:

Для системы PDP - CVS:

,

где  - масса разбавленных отработавших газов на влажной основе за цикл, кг;

- объем газа, подаваемого за один оборот в условиях испытания, м3/об;

- суммарное число оборотов вала насоса за испытание;

- атмосферное давление в испытательном боксе, кПа;

- уменьшение давления по сравнению с атмосферным на входе в насос, кПа;

T - средняя температура за цикл разбавленных отработавших газов на входе в насос, К.

Для системы CFV - CVS:

,

где  - масса разбавленных отработавших газов на влажной основе за цикл, кг;

t - продолжительность цикла, с;

- калибровочный коэффициент для трубки Вентури с критическим расходом (CFV) при стандартных условиях;

- абсолютное давление на входе в трубку Вентури, кПа;

T - абсолютная температура на входе в трубку Вентури, К.

Если применяют систему с компенсацией потока (т.е. без теплообменника), то необходимо рассчитывать мгновенные значения масс выбросов вредных веществ и интегрировать их за цикл. В этом случае мгновенное значение массы разбавленных отработавших газов определяют по следующим формулам:

Для системы PDP - CVS:

,

где  - мгновенное значение массы разбавленных отработавших газов на влажной основе, кг;

- суммарное число оборотов вала насоса за i-й временной интервал.

Для системы CFV - CVS:

,

где  - мгновенное значение массы разбавленных отработавших газов на влажной основе, кг;

- i-й временной интервал, с.

Если суммарная масса отобранной пробы вредных частиц  и вредных газообразных веществ превышает 0,5% суммарного значения массы потока CVS , то поток CVS следует корректировать по  или поток вредных частиц, идущий на отбор проб, следует соединить с потоком CVS до его входа в устройство для измерения потока (PDP или CFV).

4.2. Коррекция  по влажности

Так как выбросы  зависят от состояния наружного воздуха, концентрацию  необходимо корректировать с учетом влажности наружного воздуха с помощью коэффициентов, рассчитываемых по следующим формулам:

а) для дизельных двигателей:

;

б) для газовых двигателей:

,

где  - влажность воздуха на впуске (в граммах на кг сухого воздуха), и

,

где  - относительная влажность воздуха на впуске, %;

- давление насыщенного пара воздуха на впуске, кПа;

- общее барометрическое давление, кПа.

4.3. Расчет массового расхода потока выбросов вредных веществ

4.3.1. Системы с постоянным массовым расходом

Для систем с теплообменником массовые расходы вредных веществ в граммах за цикл определяют по следующим уравнениям:

(для дизельных двигателей);

(для газовых двигателей);

(для всех двигателей);

(для дизельных двигателей);

(для двигателей, работающих на СНГ);

(для двигателей, работающих на ПГ);

(для дизельных двигателей);

(для двигателей, работающих на СНГ);

(для двигателей, работающих на ПГ);

(для двигателей, работающих на ПГ),

где  <1>,  - средние концентрации за цикл, корректированные по фону, полученные методом интеграции (обязательно для  и HC) или измеренные в накопительном мешке, ;

- суммарная масса растворенных отработавших газов за цикл, как определено в 4.1 настоящего дополнения, кг;

- поправочный коэффициент на влажность для дизельных двигателей, как определено в 4.2 настоящего дополнения;

- поправочный коэффициент на влажность для газовых двигателей, как определено в 4.2 настоящего дополнения.

--------------------------------

<1> На основе углерода .

Концентрации , измеренные на сухой основе, следует преобразовать в концентрации на влажной основе в соответствии с 4.2 дополнения 1 к Приложению Д.

Определение  и  зависит от используемого метода (см. 3.3.4 дополнения 4 к Приложению Д). Обе концентрации должны быть определены как указано ниже, тем самым, для определения  концентрацию  следует вычесть из концентрации HC:

а) метод GC:

;

б) метод NMC:

,

,

где  - концентрация HC при прохождении газа, предназначенного для отбора проб, через NMC;

- концентрация HC при прохождении газа, предназначенного для отбора проб, в обход NMC;

- эффективность метана в соответствии с определением, данным в 1.8.4.1 дополнения 5 к Приложению Д;

- эффективность этана в соответствии с определением, данным в 1.8.4.2 дополнения 5 к Приложению Д.

4.3.1.1. Определение концентраций, корректированных по фону

Средние фоновые концентрации выбросов вредных газообразных веществ в разбавляющем воздухе необходимо вычесть из измеренных концентраций, чтобы получить "чистые" концентрации газообразных выбросов. Средние значения фоновых концентраций можно определить с помощью накопительного мешка или непрерывным измерением с последующей интеграцией. Необходимо пользоваться формулой

conc = conc e - conc d [1 - (1/DF)],

где conc - концентрация соответствующего вредного вещества в разбавленных отработавших газах, корректированная с учетом количества этого вещества, содержащегося в разбавляющем воздухе, ;

conc e - концентрация соответствующего вредного вещества, измеренная в разбавленных отработавших газах, ;

conc d - концентрация соответствующего вредного вещества, измеренная в разбавляющем воздухе, ;

DF - коэффициент разбавления.

Коэффициент разбавления DF определяют следующим образом:

,

где  - концентрация  в разбавленных отработавших газах, объемная доля, %;

- концентрация HC в разбавленных отработавших газах,  на основе ;

- концентрация CO в разбавленных отработавших газах, ;

- стехиометрический коэффициент.

Концентрации, измеренные на сухой основе, должны быть преобразованы в концентрации на влажной основе в соответствии с 4.2 дополнения 1 к Приложению Д.

Стехиометрический коэффициент рассчитывают следующим образом:

,

где x, y - состав топлива .

Если состав топлива неизвестен, допускается использовать следующие значения стехиометрических коэффициентов:

(дизельные двигатели);

(двигатели, работающие на СНГ);

(двигатели, работающие на ПГ).

4.3.2. Системы с компенсацией расхода

Для систем без теплообменника значения масс выбросов в граммах за цикл (г/цикл) получают на основе расчета мгновенных значений масс выбросов и интегрирования этих мгновенных значений на протяжении цикла. Кроме того, необходимо выполнить фоновую коррекцию, причем эту коррекцию следует проводить непосредственно по мгновенным значениям концентрации. Вычисления необходимо проводить по следующим формулам:

для дизельных двигателей:

;

для газовых двигателей:

;

для всех двигателей:

;

для дизельных двигателей:

;

для двигателей, работающих на СНГ:

;

для двигателей, работающих на ПГ:

;

для дизельных двигателей:

;

для двигателей, работающих на СНГ:

;

для двигателей, работающих на ПГ:

;

для двигателей, работающих на ПГ:

,

где conc e - концентрация соответствующего вредного вещества, измеренная в разбавленных отработавших газах, ;

conc d - концентрация соответствующего вредного вещества, измеренная в разбавляющем воздухе, ;

- мгновенное значение массы разбавленных отработавших газов (см. 4.1 настоящего дополнения), кг;

- суммарное значение массы разбавленных отработавших газов (см. 4.1 настоящего дополнения), кг;

- поправочный коэффициент на влажность для дизельных двигателей (см. 4.2 настоящего дополнения), основанный на средней за цикл влажности воздуха на впуске;

- поправочный коэффициент на влажность для газовых двигателей (см. 4.2 настоящего дополнения), основанный на средней за цикл влажности воздуха на впуске;

DF - коэффициент разбавления (см. 4.3.1.1 настоящего дополнения).

4.4. Расчет удельных выбросов

Удельные выбросы в граммах на киловатт-час рассчитывают для каждого отдельного компонента следующим образом:

(для дизельных и газовых двигателей);

(для дизельных и газовых двигателей);

(для дизельных и газовых двигателей);

(для дизельных и газовых двигателей);

(для газовых двигателей, работающих на ПГ),

где  - реально выполненная работа за цикл (см. 3.9.2 настоящего дополнения), кВт x ч.

5. Расчет выбросов вредных частиц (если это применимо)

5.1. Массу вредных частиц , г/цикл, рассчитывают следующим образом:

,

где  - масса вредных частиц, отобранная за цикл, мг;

- суммарная масса разбавленных отработавших газов за цикл (см. 4.1 настоящего дополнения), кг;

- масса разбавленных отработавших газов, взятых из смесительного канала для отбора проб вредных частиц, кг;

, если взвешивание проводят раздельно, мг,

где  - масса вредных частиц, собранных на основном фильтре, мг;

- масса вредных частиц, собранных на вспомогательном фильтре, мг.

Если используют систему с двойным разбавлением, массу воздуха для вторичного разбавления необходимо вычесть из общей массы дважды разбавленных отработавших газов, пропущенных через фильтры для отбора проб вредных частиц:

,

где  - масса дважды разбавленных отработавших газов, кг;

- масса воздуха, используемого для вторичного разбавления, кг.

Если фоновый уровень вредных частиц в разбавляющем воздухе определен в соответствии с 3.4 настоящего дополнения, масса вредных частиц может быть корректирована по фону. В этом случае массу вредных частиц , г/цикл, определяют по уравнению

,

где  - см. выше;

- масса первично разбавленного воздуха, пропущенного через пробоотборник для вредных частиц;

- масса отобранных фоновых вредных частиц в первичном разбавляющем воздухе, кг;

DF - коэффициент разбавления (см. 4.3.1.1 настоящего дополнения).

5.2. Расчет удельных выбросов

Удельные выбросы вредных частиц , г/(кВт x ч), рассчитывают следующим образом:

,

где  - реально выполненная работа за цикл, кВт x ч, как определено в 3.9.2 настоящего дополнения.