Семейство двигателей ПРАВИЛА ЕЭК ООН № 49

7. Семейство двигателей

7.1. Параметры, определяющие семейство двигателей

Семейство двигателей согласно описанию изготовителя двигателя может быть определено с помощью основных характеристик, которым должны соответствовать все двигатели семейства. В некоторых случаях может иметь место взаимовлияние параметров. Эти факторы также необходимо принимать во внимание, чтобы обеспечить включение в семейство только тех двигателей, которые имеют сходные характеристики, обусловливающие выбросы вредных веществ с отработавшими газами.

Двигатели относят к одному и тому же семейству двигателей исходя из следующего перечня основных параметров:

7.1.1. Рабочий цикл:

- двухтактный;

- четырехтактный.

7.1.2. Охлаждающая субстанция:

- воздух;

- вода;

- масло.

7.1.3. Для газовых двигателей и двигателей с последующей обработкой отработавших газов:

- число цилиндров (другие дизельные двигатели с меньшим числом цилиндров по сравнению с базовым двигателем допускается относить к тому же семейству двигателей при условии, что в топливной системе предусмотрено устройство, дозирующее подачу топлива в каждый отдельный цилиндр).

7.1.4. Рабочий объем одного цилиндра:

- разброс значений по всем двигателям не должен превышать 15%.

7.1.5. Впуск воздуха:

- без наддува;

- с наддувом;

- с наддувом и охладителем нагнетаемого воздуха.

7.1.6. Тип (конструкция) камеры сгорания:

- предкамера;

- вихревая камера;

- неразделенная камера сгорания.

7.1.7. Клапаны и гнезда клапанов - конфигурация, размеры и число:

- головка цилиндра(ов);

- блок цилиндра(ов);

- картер.

7.1.8. Система впрыска топлива (для дизельных двигателей):

- насос - магистраль - инжектор;

- рядный насос плунжерного типа;

- насос распределительного типа;

- в едином агрегате;

- насос-форсунка.

7.1.9. Топливная система (для газовых двигателей):

- смеситель;

- впуск/впрыск газа (одноточечный, многоточечный);

- впрыск жидкости (одноточечный, многоточечный).

7.1.10. Система зажигания (для газовых двигателей).

7.1.11. Другие характеристики:

- рециркуляция отработавших газов;

- впрыск воды (эмульсии);

- впрыск дополнительного воздуха;

- система охлаждения заряда.

7.1.12. Последующая обработка отработавших газов:

- трехкомпонентный нейтрализатор;

- окислительный нейтрализатор;

- нейтрализатор, уменьшающий токсичность;

- дожигатель;

- сажеуловитель.

7.2. Выбор базового двигателя

7.2.1. Дизельные двигатели

Базовый двигатель семейства двигателей выбирают, используя в качестве основного критерия наибольшую подачу топлива за цикл при заявленной частоте вращения, соответствующей максимальному крутящему моменту. В случае, если два или более двигателя имеют одинаковые значения вышеупомянутого основного критерия, базовый двигатель выбирают, используя в качестве дополнительного критерия наибольшую подачу топлива за цикл при частоте вращения, соответствующей номинальной мощности. В некоторых ситуациях орган, уполномоченный проводить сертификацию, может решить, что наибольшая интенсивность выбросов вредных веществ с отработавшими газами для двигателей данного семейства может быть получена при испытании другого двигателя. В этом случае орган, уполномоченный проводить сертификацию, может отобрать дополнительный двигатель для испытания с учетом его особенностей, которые показывают, что этот двигатель может иметь наивысшие уровни выбросов вредных веществ среди двигателей данного семейства.

Если двигатели, входящие в данное семейство, имеют другие специфические особенности, которые, как считают, могут оказывать влияние на выбросы вредных веществ с отработавшими газами, то эти особенности также необходимо учесть при выборе базового двигателя.

7.2.2. Газовые двигатели

Базовый двигатель соответствующего семейства необходимо выбирать, используя в качестве основного критерия наибольший рабочий объем. В том случае, если два или более двигателя имеют одинаковые значения основного критерия, базовый двигатель выбирают, используя дополнительный критерий в последовательности:

- наибольшая подача топлива за цикл при частоте вращения, соответствующей номинальной мощности;

- наибольший угол опережения зажигания;

- наименьшая степень РОГ;

- отсутствие компрессора или компрессор с наименьшей производительностью.

В некоторых ситуациях орган, уполномоченный проводить сертификацию, может решить, что наибольшая интенсивность выбросов вредных веществ с отработавшими газами для двигателей данного семейства может быть получена при испытании другого двигателя. В этом случае орган, уполномоченный проводить сертификацию, может отобрать дополнительный двигатель для испытания исходя из его особенностей, которые показывают, что этот двигатель может иметь наивысшие уровни выбросов вредных веществ среди двигателей данного семейства.