Средняя температура газов в течение рабочего цикла двигателя составляет 780... 880 °С. Часть теплоты газов передается цилиндрам, головке цилиндров, поршням и другим деталям двигателя, которые вследствие этого сильно нагреваются. Если такие детали не охлаждать, то нормальная работа двигателя нарушится из-за ухудшения смазочных свойств масла, преждевременного воспламенения рабочей смеси, детонации (в карбюраторных двигателях), уменьшения наполнения цилиндров горючей смесью или воздухом и зазоров в подвижных соединениях.
Система охлаждения предназначена для поддержания оптимального теплового состояния деталей двигателя. Она состоит из различных устройств, механизмов и приборов.
Теплота от деталей двигателя отводится в атмосферу. Это вынужденные потери тепловой энергии, зависящие от типа двигателя, его ко струкции и способа охлажден. Охлаждение двигателя не долж быть чрезмерным, поскольку теряется полезная теплота и топли плохо испаряясь, трудно воспламеняется, медленно горит, вследствие чего мощность двигателя снижается. Кроме того, частицы топли конденсируясь на стенках цилиндра смывают с них масло и, стекая картер, разжижают масло. Это ухудшает смазывание трущихся деталей двигателя.
В двигателях применяют два с соба охлаждения: жидкостное и в душное. В первом случае теплота нагретых деталей отводится охлаждающей жидкостью, а от нее передается воздуху, во втором — непосредственно воздухом. В качестве охлаждающей жид сти используют воду или жидкости с низкой температурой замерзай (антифризы). Вода должна быть чистой, с наибольшим содержанием солей кальция и магния (мягкой). Едини жесткости воды — миллимоль килограмм (ммоль/кг). Воду считают мягкой, если в ней содержите солей до 1 ммоль/кг, средней жесткости — 1.. .2,5, жесткой — 2,5. 5 ммоль/кг. Воду средней жесткости и жёсткую без предварительного умягчения применять нельзя, так как при работе двигателя соли осаждаются на стенках деталей, омываемых водой, образуя накипь, которая снижает теплопроводность стенок и ухудшает циркуляцию воды. Это ведет к перегреву двигателя, снижению мощности, интенсивному изнашиванию деталей. Простейший способ умягчения воды — кипячение в течение 30...40 мин с последующим отстаиванием и после работы из системы охлаждения, нужно накапливать, отстаивать и фильтровать для последующего использования.
Широко распространены химические способы умягчения воды тринатрийфосфатом, известью, кальцинированной содой.
Антифризы — это жидкости на основе этиленгликоля. Их марки: 40 и 65 (ГОСТ 159—52), ТОСОЛ-А40М и ТОСОЛ-А65М (ТУ 6-02-751—86). Антифриз 40 и ТОСОЛ-А40М можно применять при температурах воздуха, достигающих минус 40 °С, а антифриз 65 и ТОСОЛ-А65М — до температуры минус 65 °С. Низкозамерзающие жидкости нужно заливать в систему охлаждения на 5...7 % (по объему) меньше, чем воды, так как они больше расширяются при нагревании.