Регуляторы частоты вращения двигателя

При работе тракторов и автомобилей нагрузка на их двигатели зависит от рельефа местности, свойств почвы, других условий и колеблется в широких пределах.

Изменение нагрузки на двигатель при постоянной подаче топлива вызывает изменение частоты вращения коленчатого вала и, следовательно, поступательной скорости движения трактора и автомобиля. Для качественного выполнения многих сельскохозяйственных работ нужны постоянная поступательная скорость движения машинно-тракторного агрегата и постоянная частота вращения вала механизма отбора мощности. При колебаниях нагрузки это осуществимо лишь в том случае, если одновременно изменяется количество подаваемого в цилиндр двигателя топлива или горючей смеси.

Заданный скоростной режим двигателя поддерживается специальным механизмом — регулятором частоты вращения, который при непостоянной нагрузке автоматически изменяет положение рейки ТНВД или открытие дроссельной заслонки карбюратора, а значит, и количество топлива или горючей смеси, подаваемых в цилиндры двигателя.

На отечественных автотракторных двигателях применяют пневматические, центробежные и пневмоцентробежные регуляторы частоты вращения. В пневматических регуляторах, действующих на рейку ТНВД или дроссельную заслонку карбюратора, использованы скоростной напор или разрежение во впускном трубопроводе двигателя, а в центробежных — центробежная сила вращающихся масс (грузов). Пневмоцент-робежный регулятор состоит из двух механизмов: центробежного и исполнительного с диафрагменным приводом, воздействующим на дроссельную заслонку карбюратора. По числу регулируемых режимов различают одно-, двух- и всережимные регуляторы. На карбюраторных двигателях ГАЗ-52-04 применяют однорежимный пневматический регулятор, на ЗМЗ-53-11 и ЗИЛ-130 — однорежимные пневмоцентробежные, на П-10УД и П-350 (пусковых) — однорежимные центробежные. Эти регуляторы — ограничители максимальной частоты вращения коленчатого вала. Они поддерживают только один скоростной режим работы двигателя, который задается при установке регулятора.

Двухрежимный центробежный регулятор установлен на дизел ЯМЗ-КАЗ-642. Он обеспечивает максимальный скоростной режим дизеля при полной нагрузке и минимальный, когда дизель работает на наименьшей  допустимой   нагрузке.

Всережимные регуляторы установлены на автотракторных дизелях. Конструктивно они объединены со специальными устройствами — корректором, увеличивающим цикловую подачу топлива на 15...35 % при перегрузке дизеля, и пусковым обогатителем, увеличивающим цикловую подачу топлива примерно вдвое. Корректоры дизелей Д-245 и СМД-62 имеют пневматические выключатели, называемые ограничителями дымления. сережимный регулятор в отличие от однорежимного поддерживает любую, заданную его настройкой частоту вращения коленчатого вала.

Неисправности и техническое обслуживание регуляторов частоты вращения

В корпусе регуляторов, детали которых смазываются автономно, следует ежесменно проверять уровень масла и заменять его при ТО-2. Основная возможная неисправность всережимных регуляторов — их разрегулировка, т. е. недопустимое изменение координат точек А, В, С, D, Е, F (см. рис. 60, а) скоростной характеристики. Регуляторы проверяют и при необходимости регулируют в мастерских на специальных стендах.