Механизм газораспределения необходим для впуска в цилиндры двигателя свежего заряда (горючей смеси или воздуха) и выпуска из них отработавших газов. Эти процессы должны проходить в определенные промежутки времени.
В поршневых двигателях внутреннего сгорания главным образом применяют клапанные и золотниковые системы газораспределения, в четырехтактных автотракторных двигателях — клапанные механизмы газораспределения, клапаны которых открывают и закрывают впускные и выпускные отверстия. Различают два типа клапанных механизмов газораспределения: с подвесными клапанами (рис. 28), расположенными в головке цилиндров, и с боковыми клапанами (рис. 29), размещенными в блок-картере. Двигателей, имеющих механизм газораспределения с подвесными клапанами, большинство. В пусковых двухтактных двигателях П-10УД и П-350 газораспределение золотниковое. Оно осуществляется поршнем, как показано на рисунке 8.
Рис. 28. Механизм газораспределения с подвесными
клапанами дизелей А-41 и А-01М:
1 — направляющая втулка; 2 — нижняя опорная
шайба; 3 — сухарь; 4 — верхняя опорная шайба; 5 — сухарь; 6 — коромысло; 7 —
регулировочный винт декомпрессионного механизма; 8 — валик декомпрессионного
механизма; 9—внутренняя пружина; 10 — наружная пружина; II — ось коромысел; 12 —
контргайка; 13 — регулировочный винт; 14 — штанга; 15 — опора оси толкателей;
16—головка цилиндров; 17—наконечник штанги; 18 — пята толкателя; 19 — толкатель;
20—ось толкателей; 21 —распределительный вал; 22 — клапан; А — зазор между
торцом стержня клапана и бойком коромысла.
Рис. 29. Механизм газораспределения с боковыми
клапанами двигателя П-23У:
1 — пружина; 2 — впускной клапан; 3--направляющая
втулка; 4 — выпускной клапан; 5 — сухарь; 6 — упорная шайба; 7 — регулировочный
винт; 8 — контргайка; 9 — кронштейн толкателей; 10 — толкатель: 11 —
распределительный вал; 12 — упорная шайба; 13 — зубчатое колесо
распределительного вала.