Кривошипно-шатунный механизм двигателя

Кривошипно-шатунный механизм в такте расширения преобразует прямолинейное поступательное движение поршня во вращательное движение коленчатого вала, а в остальных тактах — вращательное движение коленчатого вала в прямолинейное возвратно-поступательное  движение  поршня.

В кривошипно-шатунный механизм входят цилиндр, поршень, поршневые кольца, поршневой палец, шатун, коленчатый вал, подшипники, маховик и крепежные детали.

В автотракторных двигателях применяют центральные (аксиальные) и смещенные (дезаксиальные) кривошипно-шатунные механизмы. Так, в двигателях ЗМЗ-53-11, ЯМЗ-240БМ и ЗИЛ-130 установлен дезаксиальный кривошипно-шатунный механизм (ось отверстия для поршневого пальца смещена относительно оси цилиндров на 1,5...3 мм влево, если смотреть на двигатель спереди).

В двигателях с дезаксиальным кривошипно-шатунным механизмом уменьшена вероятность появления стука поршня при переходе его через в. м. т.